Своими взглядами на экономическое сотрудничество между странами – участниками Содружества Независимых Государств делится директор Делового центра экономического развития СНГ Владимир Сергеевич Савченко.

Информационный портал СНГ

НАГРАДЫ
ДЕЛОВОГО ЦЕНТРА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СНГ

Награда «Лидер бизнеса СНГ»
Медаль «За вклад в развитие делового сотрудничества»

МЕРОПРИЯТИЯ
ДЕЛОВОГО ЦЕНТРА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СНГ

2017 год
2016 год
2015 год
2014 год
2013 год
2012 год
2011 год

СНГ – бизнес – Мы

Своими взглядами на экономическое сотрудничество между странами – участниками Содружества Независимых Государств делится директор Делового центра экономического развития СНГ Владимир Сергеевич Савченко.

Где-то в мудром писании сказано так, что человек находит через утрату, прозревает в разлуке, крепнет в лишениях, закаляется в страдании. Вот и нам, народам стран СНГ, задано обрести единение через утрату его, увидеть его подлинный, прекрасный лик в разлуке; окрепнуть и закалиться в словоблудии и обещаниях и подготовить свою волю и свое разумение к новому строительству нашего Содружества.

Окинем мысленным взором пути нашей общей жизни и каждый — свою личную судьбу: мы не беглецы и не укрывающиеся обыватели, мы не «правые» и не «левые», мы — народы СНГ, мы — люди современной эпохи.

Гоголь — хохол, Пушкин — из арабов, Фонвизин — немец, Жуковский — турок, Багратион — грузин, Лорис-Меликов, Вахтангов, Хачатурян — армяне, Магомаев — азербайджанец, Айтматов — киргиз, Алишер Навои — узбек, Олжас Сулейменов — казах, Куприн — татарин, Быков — белорус, Шевченко — украинец, Чехов — русский, жившие на этой необъятной многонациональной земле, заложили в нас через язык и свое творчество природу мысли от истины и от ума.

Бытие человека настолько противоречиво, что раздваивает его на человека личного и общественного, внутреннего и внешнего, эгоиста и альтруиста, человека чувственного и разумного. И это влечет за собой разрыв, распад внутреннего мира личности, её духовной ценности на разум и сердце.

Хочется всегда иметь сердце разумное, чтобы мгновенно различать, что есть добро и что есть зло. В жизни же постоянно приходится решать сверхзадачу, которая всегда определялась и определяется поиском путей единства и борьбы сердца и разума, долга и чести, страстей и рассудка, личного интереса и общественного требования. И здесь мы снова сталкиваемся с фундаментальной проблемой всех времен. Мир объединен технически, но не эмоционально.

Вот и в формировании государственности: получение политической независимости не всегда гарантия экономической самодостаточности и самостоятельности. Сейчас, когда техника сделала более действенные объединения, своего рода практической необходимостью, возрождается доктрина мирового гражданства, и это уже реализуется в интеграционных объединениях.

Взглянем вокруг и оценим, что же происходит в мировом сообществе и, прежде всего, в мировой экономике. Здесь бросается в глаза, что все континенты усеяны экономическими блоками, региональными торговыми структурами: «Общий рынок»- Европейское сообщество, т.е. Европа в Европе, ACEAN — в Азии, «Меркосур» и «Карибское сообщество» — в Латинской Америке, СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС.

Возникающие, региональные и межрегиональные международные экономические структуры создают канву, на которой осуществляется процесс глобализации и регионализации мирового рынка.

Мировая экономика как совокупность национальных и региональных экономик на сегодня не является уже простой суммой арифметических слагаемых, а представляет собой систему со своей структурой и логикой развития. Она является огромным экономическим полем, на котором в условиях международного разделения труда осуществляется , взаимообусловленная предпринимательская деятельность мирового сообщества, реализуются его мирохозяйственные связи. Мировую экономику можно назвать национально-мировой, поскольку экономики отдельных суверенных государств стали настолько взаимосвязанными и переплетенными между собой, что их воспроизводство, изолированное друг от друга, практически невозможно.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется не столько желанием транснациональных компаний приобрести природные ресурсы или рынки сбыта, сколько их стремление рационализовать структуру капиталовложений и воспользоваться преимуществами глобальной либо региональной экономической интеграции, приобрести дополнительные технологические, организационные или рыночные возможности, чтобы более эффективно обеспечивать, сохранять или повышать конкурентные позиции, укрепиться на наиболее быстро растущих рынках.

Эта — задача, цель и средства индустриально развитых стран и транснациональных корпораций, так как там функционирует наиболее совершенный рынок с суверенным потребителем; цены регулируются для участников рынка автоматически, а решение принимаются по критериям предельной полезности и прибыли для каждого индивидуального участника операций; на всех рынках товаров и ресурсов поддерживается относительное равновесие.

И именно равновесие, как рациональная основа экономических решений обеспечивает сбалансированную материальную заинтересованность индивидуума и личную выгоду.

В практике выгоду получают страны, активно участвующие в международном разделении труда.

Международное разделение труда осуществляется с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна.

Естественно, что каждая страна специализируется на производстве того товара, в отношении которого она обладает абсолютным преимуществом.

И не столько золото или другие драгоценные металлы, или валюта, притекающие в страну как следствие превышения экспорта над импортом, сколько участие в международном разделении труда за счет использования природных и абсолютных преимуществ, которыми обладает страна, обеспечивается рост государственного благосостояния.

Потенциал СНГ

Практика существования СНГ засвидетельствовала, что эти преимущества во взаимоотношениях стран СНГ целенаправленно не используются, а лишь как самотек или наследство Советского Союза, и главным образом, исходя из задачи сохранения кооперационных связей субъектов хозяйствования доставшихся от единого народнохозяйственного комплекса. Они позволяли в оперативном ключе решать вопросы кооперационных связей на предприятиях сопряженных единым технологическим циклом.

В первые годы создания Содружества страны, практически полностью сосредотачивались на внутренних проблемах и вопросах войны и мира, которые в тот период оказались в центре их внимания и даже приобрели большее значение, чем в недавнем прошлом. Конечно, беспорядки, эпидемии и финансовые катастрофы тоже могут быть ужасными и разрушительными, но война-все же самое страшное испытание для человека.

И сейчас во всем мире происходит множество событий: некоторые страны объединяются, другие конфликтуют и становятся врагами. Но, несмотря на переменчивость внешнеполитические ситуации был принят Устав СНГ, Стратегия экономического развития СНГ, в которых были зафиксированы основные цели и задачи организации — сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации. К сфере совместной деятельности членов Содружества относятся в первую очередь обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организационной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Внешняя политика и обеспечение безопасности связаны с решением очень широкого круга вопросов помимо проблемы войны и мира. В этой деятельности учитывается и оценивается целый спектр рисков и возможностей.

В настоящее время наиболее обширные и устойчивые тенденции укрепления Содружества прослеживаются в одной из главных областей — укрепление коллективной безопасности. Внутренняя и территориальная защищенность волнует каждого, от мала до велика, в связи со сложившейся ситуацией на Востоке.

СНГ как межгосударственная структура на сегодняшний день имеет потенциал развития: страны СНГ простираются на 11 часовых поясов, они занимают без малого шестую часть обитаемой суши планеты, а если быть абсолютно точным, то 22229,6 тыс.кв.км, что разы превышает площадь государств Европейского Союза. СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю стран СНГ приходится 16 % территории земного шара, 5 — численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих востребованность на мировых рынках. Только разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане — более 10 %, в Казахстане и Туркменистане — около 10 %. В России сосредоточено около 35 % мировых ресурсов природного газа, а в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане вместе — почти 20 %. По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены в Украине, Казахстане и Грузии. В России и Беларуси находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей. По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан)путь в Европу в Юговосточную Азию,которая в XXI веке становится одним из наиболее важных глобальных экономических центров.

Имеющийся потенциал является основой для увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости и повышения благосостояния граждан государств-участников СНГ.

Создание СНГ было значимым и великим событием второй половины XX века. 3a 25 лет Содружество прошло сложный путь становления и создания механизмов кооперации, поиска форм сотрудничества и выработки практических мер по развитию многостороннего взаимодействия.

Сформирована работоспособная система отраслевых органов и базовых организаций. Сложилась модель разноформатного и разноуровневого сотрудничества, демонстрирующая гибкость и избирательное участие в нем государств Содружества.

Содружество достаточно успешно выполняло одну из своих исторических функций — оно сформировало основу новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве.

Поиск конкурентной стратегии

СНГ является по-своему уникальной региональной структурой. В отличие от многих межгосударственных организаций, его основополагающий документ — Устав СНГ свидетельствует, что СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-участники являются самостоятельными субъектами международного права. Интеграционная модель, принятая в СНГ, не ущемляет суверенитеты стран-участниц, не накладывает никаких ограничений в их выстраивания внешнеполитической и внешнеэкономической связей.

Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, но ведет сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях человеческой деятельности.

Сформированное в 1991 году, СНГ позволило образовавшимся на постсоветском пространстве новым независимым государствам сохранить экономические, производственные, научные и другие связи, исторически сложившиеся между народами и странами и развивать их на новой взаимовыгодной основе.

Зачастую мы даже не осознаем тех преимуществ, которыми обладает Содружество. Мы их принимаем за некую данность, а не как результат многочисленных (иногда достаточно сложных) многосторонних встреч и переговоров.

Экономическое сотрудничество, которое нацелено на расширение взаимодействия и ускорения их социально- Экономического развития один из важнейших приоритетов СНГ на перспективу, что закреплено в Стратегии экономического развития Содружеств Независимых Государств на период до 2020 года, одобренной правительством всех стран Содружества.

Для обеспечения продвижения на внутренний рынок СНГ конкурентно-способной и инновационной продукции национальных производителей необходимо дальнейшее совершенствование правового поля, широкого представления бизнес-сообществу информации о разрабатываемых проектах и привлечения к их формированию предпринимателей и их структур.

Современные предприниматели уже давно поняли, что выгодно выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что пока никто выпускать не может, но необходимо всем или многим. На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы понять роль страны в этом процессе.

Успех на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии. Инвесторов интересует эффективность государственного управления. Если в стране функционирует хорошо отлаженная и эффективно работающая бюрократическая машина с четко продуманными процедурами принятия коллективных решений ,касающихся мероприятий по снижению негативных последствий мирового финансового кризиса ,то интерес инвесторов к этой стране огромен.

Бизнесу необходимы понятные условия и определенность правового поля, остальное он готов сделать самостоятельно, заплатив государству необходимые налоги.

На международном уровне приходится иметь дело с уже существующей и активно себя проявляющей организацией мирового хозяйства и действующими в нем правилами. Эти правила жестко определяют, как формируется организация мировой экономики, кто и где осуществляет контроль, и кто благодаря этому извлекает наибольшую выгоду.

И уступок здесь не бывает, здесь существуют лишь трезвый расчет для извлечения выгоды с наименьшими затратами, потерями.

Разразившийся глобальный финансово-экономический кризис волей-неволей дает понять странам СНГ, что никто в мире не намерен создавать условия особого благоприятствования для их процветания. Экономическая иерархия реалистично оценивает роль, место и потенциал каждой страны.

Развитой мир давно усвоил простую истину: экономика зиждется на таких же непреложных и естественных законах, как, скажем биология, математика или физика. Их можно открывать, изучать, использовать, но нельзя выдумывать, даже исходя из самых демократических соображений. Разница, по-моему, заключается лишь в том, что, пренебрегая, допустим, законом тяготения, мы немедленно получаем «кирпич на голову», а нарушая законы экономики, адресуем этот «кирпич» на головы потомков.

Экономика любой страны представляет собой хозяйственный комплекс, возникающий на базе социального и экономического развития, межрегионального разделения труда и процессов интеграции.

Каждый регион имеет свои особенности. В какие-то из них вернулась стабильность, в других же виды на будущее неопределенны и положение в некоторых из этих последних непосредственно затрагивает интересы соседей.

В важности хороших отношений с соседями убеждать не приходится. Достаточно вспомнить, сколько военных конфликтов между соседями вспыхнуло только в Евразии, в течение последних десятилетий.

Большинство геополитических конфликтов происходило и происходит ныне из-за спорных территорий, жизненного пространства, власти.

Особая ценность какой-либо территории для той или иной страны может заключаться не просто в её сельскохозяйственном и индустриальном потенциале, как это было в прошлом, а в том, что через нее проходит транзит экспорта или импорта данного государства. Именно такое геополитическое значение для России и Европы получили независимые Украина и Беларусь.

Практика наших дней свидетельствует, как доверительные беседы с глазу на глаз выводят из тупика самую, казалось бы, запутанную проблему. Ведь в современном мире стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности. Именно развитие в соответствии с требованиями времени и служит сегодня главным средством обеспечения безопасности государств. На наших глазах рождается новая международная система процветающих и стабильных государств. Мы все заинтересованы в том, чтобы к их числу относились и все страны Содружества. Логика и практика мирового развития демонстрируют, что сообща оказаться в кругу таких государств легче, чем поодиночке.

Необходимо уметь отделить интересы сиюминутные, хотя и важные, от интересов стратегических, за горизонтом личного властвования, но предопределяющих жизнь и судьбу своих народов на поколения вперед.

Поодиночке — не выжить

Глобализация и конкуренция требуют концентрации ключевых компетенций и преимуществ, если хотим выжить. Поодиночке это трудно, если вообще возможно. Процветанием любая страна всегда обязана согласованным действиям и управленцев, и производителей, тогда как кризис-результат их антагонизма.

Кризис сегодня поставил задачу коренного изменения системы управления хозяйственной деятельностью и социально-экономическими процессами.

Во-первых, управление должно базироваться на новых формах обеспечивающих мгновенное получение информации, принятие решений в режиме он-лайн.

Во-вторых, управление требует развертывания принципиально новых общественных институций, которые обеспечат регулирование социально- экономических отношений в условиях глобализации и роста международной торговли.

Ситуация в финансовой сфере (и особенно на фондовых рынках) государств — участников СНГ вследствие мирового финансово-кредитного кризиса ухудшилось.

При этом глубина кризисного воздействия была различной в зависимости от степени вовлеченности их банков и предприятий в мировые потоки капиталов и кредитов. Финансовое положение хозяйствующих субъектов было сложным из-за нехватки собственных средств и трудностей с получением кредитов. Существенно сократилась прибыль многих предприятий и организаций. Выросли размеры убытков убыточных предприятий и их доля в общем числе предприятий. Просроченная задолженность хозяйствующих субъектов по банковским кредитам увеличилась опережающими темпами по сравнению с динамикой кредитования. Доля просроченных кредитов в общем объеме кредитных ресурсов существенно возросла. Вместе с тем во многих государствах - участниках СНГ увеличивались объемы долгосрочного кредитования хозяйствующих субъектов и по-прежнему росли вклады физических лиц в банках.

Во многих государствах в связи со смягчением бюджетной политики значительный профицит бюджета, наблюдавшийся в течении последних лег, сменился дефицитом. Несмотря на существенное сокращение доходов бюджетов государств- участников СНГ их расходная часть продолжала расти, так как государственные органы в условиях кризиса выделяли значительные средства на поддержку экономики и усиление социальной защиты различных слоев населения.

Изменение курса национальных валют по отношению к доллару и евро и высокая доля импорта является основной причиной ускоренного роста цен.

Следует понимать, что институты ядра мировой финансовой системы выживают, и будут выживать за счет стягивания ресурсов с периферийных стран путем установления контроля над их активами. Что, к огорчению, и происходит в наши дни во многих государствах СНГ.

Так в странах СНГ, а именно Армении, Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Таджикистане, Туркменистане, Украине и Узбекистане финансирование проектов в частном секторе, а также выделение грантов, специальных суверенных займов, технической помощи в государственном секторе вели международные финансовые институты: Азиатский банк развития, Евразийский банк развития, Евразийский фонд стабилизации и развития, Европейский банк реконструкции и развития, Черноморский банк торговли и развития, Европейский инвестиционный банк, Исламский банк развития, Северный инвестиционный банк, группы Всемирного банка, а именно — Международной финансовой корпорации, Международного банка реконструкции и развития и Международной ассоциации развития.

Все финансовые операции осуществлялись в долларах или евро и это при отсутствии мощной финансовой корпорации СНГ, что естественно и приводит к разрыву расчетного счета каждого государства и ослабляет его финансовую безопасность.

И более того, вывод капитала за пределы СНГ так называемой «местной элитой», как это произошло, к примеру, в Украине, приводит к смене власти и всевозможным кризисам, и революциям.

«Неожиданность» наступления кризиса является платой за наше нежелание видеть и объективно оценивать накапливание количественных изменений и сдвигов в экономическом укладе, кардинально меняющих характеристики всей социально-экономической системы.

Современный мировой кризис не только вынуждает страны СНГ мобилизовать материальные и интеллектуальные ресурсы для оперативного преодоления отрицательных последствий, но и всерьез заставляет задуматься о том, как изменится экономика в целом и что надо отладить в ее механизмах, чтобы обеспечить дальнейшее развитие.

Ход экономических событий сегодняшнего дня нам подсказывает: завтрашний день принадлежит империям, а не малым народам.

И как вывод: сила наша в единении и активном использовании инновационных форм и методов развития общества.

Ключевыми задачами стран Содружества в ближайшей перспективе остаются — укрепление позиций государств — участников СНГ, обеспечение экономического подъема, в условиях которого растут объем производства и спрос.

Необходимо разработать пакт стабильности и роста Содружества с учетом национальных и сравнительных преимуществ каждой страны.

Для СНГ самая большая недоработка сегодня — правовая база. У нас нередко законы настолько разнятся, что это не дает возможности предпринимателям действовать активно. Суды трактуют законы международного права каждый на свой лад.

Экономический суд СНГ образованный в 1992 году, активную работу по консультированию бизнеса, к сожалению, не ведет, хотя суд должен действовать в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников СНГ, а также должен разрабатывать и вносить на рассмотрение государств - участников и институтов Содружества предложения об устранении коллизий в законодательствах государств — участников.

Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств, образованная в марте 1992 г., учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.

Основное место в деятельности Межпарламентской Ассамблеи СНГ занимают вопросы, связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств СНГ.

Гармонизация нормативно-правовой базы — это правильный путь. Но есть проблемы, которые требуют оперативного решения и значительно рутинной, скрупулезной работы, а именно законодательные инициативы депутатского корпуса.

Сегодня в регламентах национальных парламентов не предусмотрена экспертиза проектов законодательных актов, направленных на содействие выработке в странах СНГ единой трактовки корпоративного права. Надо больше работать над идеями права, чем идеями голой свободы.

Деловой Центр экономического развития СНГ учрежден в целях развития в Содружестве открытого рынка с использованием новейших систем коммуникаций.

Деловой Центр — структура, разрабатывающая и реализующая различные инновационные проекты, содействующая в установлении контактов для налаживания экономических связей между хозяйствующими субъектами стран СНГ, а также с иностранными организациями и предприятиями.

Экономический Совет Содружества Независимых Государств признал необходимость оказывать содействия деятельности Делового Центра, а том числе, в предоставлении ему права пользования открытыми информационными ресурсами, принадлежащими государственным органам стран и межгосударственным (межправительственным) органам Содружества Независимых Государств.

Деловой Центр экономического развития СНГ имеет в своем подразделении «ЮрСодружество», которое в силу своих возможностей оказывает содействие предпринимателям в решении правовых вопросов.

К сожалению, предприниматели, страховые и банковские структуры, являющиеся в рыночных условиях главными экономическими операторами, слабо вовлечены в интеграционную деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые обеспечили бы их заинтересованность в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной поддержки их деятельности. Вот над чем необходимо упорно работать Деловому центру совместно с представителями бизнеса Содружества Независимых Государств.

Своими взглядами на экономическое сотрудничество между странами – участниками Содружества Независимых Государств делится директор Делового центра экономического развития СНГ Владимир Сергеевич Савченко.

Читать далее
Источник

15 февраля 2017 года Деловой Центр СНГ принял участие в торжественном открытии новых выставочно-торговых павильонов на территории крупнейшего в России и Европе агрокластера ...

Читать далее
Источник

25 лет содружества: Достигнутые результаты, новые вызовы времени и актуальные задачи, стоящие перед странами СНГ.

«Надо больше работать над идеями права, чем идеями голой свободы»

Владимир Савченко, генеральный директор Делового Центра экономического развития СНГ.

Читать статью
Источник

Белорусская столица проводит саммит стран СНГ. Эту тему в интервью телеканалу «МИР 24» прокомментировал генеральный директор Делового Центра экономического развития СНГ Владимир Савченко

Интервью
Источник

Владимир Савченко:
На сотрудничестве России со странами СНГ санкции отразятся положительно

Интервью
Источник